Гвендолин, Вен (gvenndolin) wrote,
Гвендолин, Вен
gvenndolin

Category:

René Werneer

Я сделала то, о чем говорила здесь , и теперь могу спать спокойно
Во французской Википедии и в моем любимом бельгийском блоге нашлось кое-что о скрипаче Рене Вернэре (René Werneer). Как раз в виде списка дат и событий. Я свела найденное там вместе, плюс попутно заглянула в книгу Валери Рувьер, на кучу сайтов, где продают пластинки, Ютуб, торренты, и уже не упомнить, куда еще. Все равно остается до ужаса много дыр, которые я невольно заполняю собственными догадками (скорее всего, неверными, поскольку до Шерлока Холмса мне далеко, да и данных маловато). Например, я так и не знаю ни даты его рождения, ни когда и почему он из Бельгии переехал во Францию (и даже в какой город: в Париж, в Нант или еще куда), ни где именно научился играть как ирландцы: его даже сокомандники иначе как «fiddler» не называли, никакого «violoniste», а в Википедии есть только упоминание про классическое музыкальное образование и уклончивая фраза про «несколько оказавших формирующее влияние поездок в Великобританию»... Но это уже не просто «хоть что-то», а даже довольно много букв.


Итак, в 1971-м он появляется на сцене в паре со своим другом Габриэлем Якубом (которого на этом фото нет, но уж больно оно мне нравится).

Лирическое отступление: Габриэлю тогда было только 19 (он родился в 1952-м), и я думаю, что Рене не мог быть ни младше больше чем на год (ну край на два: в 1972-м он уже носит обручальное кольцо), ни старше больше чем на три. Определять возраст по внешности, опираясь на размытые фото и старые видеозаписи – гиблое дело, тем более что он из той счастливой породы эльфийских подкидышей людей, которые долго выглядят младше своих лет, но я исхожу из того, что в самом начале юности люди дружат обычно все-таки чаще с плюс-минус ровесниками. В общем, буду считать, что было ему тогда около 20.

В конце этого года их замечает Алан Стивелл, который как раз собирает группу, и они принимают его приглашение.

1972 – 73 – Рене и Габриэль играют как со Стивеллом, так и прежним дуэтом на ежегодном международном фестивале Керталг на западе Бретани (он проводился всего три года, с 1972 по 1974, дальше с этим возникли трудности). В фестивальных сборниках 1972 и 1973 года есть записи Рене в довольно заметном количестве. Он играет один, со «своими», с американцем Хэппи Траумом («Happy Traum» – псевдоним, сложенный из двух «пожизневых» имен. Он на самом деле Harry Peter Traum), а еще производит впечатление на участников ирландской группы «Planxty», которые просят его выступить с ними на сцене и вообще всячески настойчиво зовут с собой в Ирландию насовсем. Но что-то его удержало (с)
http://www.tamm-kreiz.com/album/439/1er-festival-pop-celtic-kertalg-72.html - Вот одна из тех пластинок. Даже можно послушать 30-секундные тизеры каждой записи. Аааа, где они их берут и как их оцифровывают?!
Со Стивеллом записываются концертник в «Олимпии» и альбом «Chemins de terre».

1974 – 1975 – Еще два диска в составе стивелловской группы, уже без Габриэля Якуба – «A Langonnet» (всего один трек - вступительный) и концертник в Дублине. В документальной передаче из прошлого поста он в числе другого народа из группы временами появляется на фоне, особенно много – в четвертой части.

1975 – 1976 – Алан Стивелл резко меняет концепцию творчества, и с ним из всей команды остается только гитарист Дан Ар Браз. Оставшиеся музыканты объединяются в группу «Ys» («Ис» - в честь легендарного затонувшего города, чьи колокола из-под воды до сих пор иногда слышно в тихую погоду на самом западном побережье Бретани недалеко от Кемпера). Рене в этом составе кроме скрипки играет на кроморне, тин-вистле и дульцимере (то ли научился к этому моменту, то ли и раньше умел, просто это не было востребовано), костяк группы составляют ударник Мишель Сантанжели (Michel Santangeli), басист Jacky Thomas (Я пока не смогла выяснить, из Франции он или Англии, так что не знаю, Жаки Тома он или все-таки Джеки Томас), клавишник Паскаль Стив (Pascal Stive) и гитарист Пьер Шерез (Pierre Chereze). Последнего пригласил кто-то из них вместо ушедшего со Стивеллом Дана Браза, в исходной группе его не было. Поют все, кроме Шереза, каждый по очереди выступает в качестве солиста. В 1976 году «Ys» записывает пластинку «Madame la Frontière»,

Вот так они выглядели. Паскаль, Рене, Мишель и Жаки/Джеки. Фотографии Пьера Шереза на обложке пластинки почему-то не было, а нормальную отдельно я пока не нагуглила.
Фото YS


Три песни из «Madame la Frontière», все – бретонские танцевальные мелодии (про первую так и не знаю, вторая – ларидэ :), третья - гавот.) В первой, давшей название альбому, Рене играет на кроморне и поет партию солиста, во второй он «ведущий» в кан-а-дискане, в третьей – «ведомый», второй певец – басист Jacky Thomas. Мне очень нравится, как они «продолжают разговор» на электрогитаре и скрипке в последнем треке :)








После записи единственной пластинки Рене от них уходит почти на год к Габриэлю Якубу в «Маликорн», который как раз незадолго перед этим покинули Юго де Курсон (Hughes de Courson) и Лоран Веркамбр (Laurent Vercambre). В «Маликорне» вообще с того момента и вплоть до роспуска группы продолжались сплошные трудно отслеживаемые «кадровые перестановки», ну да это тема отдельного разговора. Как и дальнейшая судьба участников группы «Ys», переименовавшейся в «Keris» («Кэр Ис» - другой вариант названия все того же города), пригласившей еще людей и просуществовавшей еще год.

Лирическое отступление: Мне очень интересно, кто в «Ис» «рулил бардаком» и писал аранжировки, и я совершенно не удивляюсь, что объединение оказалось недолговечным. Единственный изданный диск производит впечатление так толком и не выбранной «генеральной линии партии», потому что треки, конечно, хороши, но они отчетливо разнородные. По крайней мере, в моем восприятии они не складываются в единое целое: что-то похоже на «Chemins de terre», что-то на «Маликорн», что-то ближе к поп-року, в одной из композиций вообще внезапно появляются отголоски барочной музыки... Хорошо бы сравнить с диском «Keris» (тоже единственным), но оттуда пока всего одна запись нашлась.

Начало осени 1976 – весна 1977 – Рене играет в «Маликорне», исключительно во время выступлений на сцене. В записи дисков он не участвовал, но попал в несколько их клипов того периода. Собственно, один я выкладывала уже здесь . Вот еще

1977-78. В 1977 Рене Вернэр уходит из «Маликорна» вместе с музыкантом-мультиинструменталистом, композитором и аранжировщиком по имени Claude Alvarez-Pereyre (я так и не сообразила и нигде не нашла, как правильно транслитерировать на русский вторую часть фамилии, поэтому буду писать ее не целиком), с которым, по всей видимости, именно там и пересекся (тот тоже пришел к Якубу в 77-м, и в клипе выше есть они оба, Клод Альварез – в красном). Он собирает свою группу – «L' Habit de Plumes». Альбомов было записано только два: «L' Habit de Plumes» в 1977-м и «Ecoutez tous, pauvres et riches» в 1978-м, и вряд ли команда держалась вместе дольше, но это теперь сложно проверить. Рене – вокалист, кроме того, он играет на скрипке, дульцимере и клавишных. Клод Альварез играет на гитаре, скрипке и клавишных, аранжировки пишут он и Рене. К ним присоединились трое музыкантов из Нанта: ударник Жан Шевалье (Jean Chevalier), басист Клод Ле Перон (Claude Le Péron) и гитарист Жан-Люк Шевалье (Jean-Luc Chevalier) – тот самый, что сейчас в «Три Ян». До того эти трое долгое время вместе играли в фолк-джазовой группе «Zig-Zag». Еще они каким-то образом зазвали к себе англичанина Брайана Галланда (Brian Gulland) из примерно тогда же распавшейся британской группы «Gryphon», он играет на различных духовых (фагот, кроморн, флейты). Кстати, в 1979-м этот музыкант будет участвовать в записи очередного диска «Маликорна» «Le Bestiaire». Репертуар «L' Habit de Plumes» состоит из народных и средневековых мелодий в рок-обработке, «сдвинутых» по звучанию ближе к року, чем к фолку, иногда с отголосками поп-рока и психоделик-рока.


На ютубе есть еще одна композиция из того же альбома – «La fille aux dragons», – а больше, к моему величайшему сожалению, нигде и ничего.

О том, что было после этого, в 80-е и 90-е, нашлось пока мало.
В 1980-м Рене участвует в записи альбома "la Déboussole" певицы Катрин Рибейро (Catherine Ribeiro), аранжировки двух песен – его.
В 1981 выходит еще один диск в соавторстве и в дуэте с Клодом Альварезом – «Musiques traditionnelles et savantes pour les violons» – чисто акустический и чисто скрипичный, в отличие от всего предшествующего.
Потом он играет на фестивалях ирландской музыки дуэтом с гитаристом Алемом Алькером (Alem Alquier) и то ли собирает, то ли становится участником струнного квартета «La Réjouissance française» (Рене Вернэре (René Werneer) – скрипка, Франсуа Косик (François Cosic) – скрипка, Филипп Окле (Philippe Hoclet) – альт, Доминик Пушар (Dominique Puchard) – виолончель). Имена всех четверых появятся разок в 1990-м на обложке альбома «Bel» Габриэля Якуба (и потом записанные с ними треки повторятся в более позднем альбоме-компиляции «Tri»).
После этого Рене Вернэр ушел со сцены и стал преподавателем музыки. Ну и, соответственно, отовсюду исчез до юбилейного концерта Стивелла.

Лирическое отступление: Алан Стивелл утверждает, что не виделся с Рене Вернэром 35 лет. То есть, с момента, когда ушел от своей группы. Мне вот интересно, насколько реально ходить по _настолько_ разным дорожкам внутри одной «тусовки», не прикладывая к этому осознанных усилий? То есть, что они вместе с тех пор не играли – это факт, но чтобы совсем уж не пересекаться, даже мимоходом – в это с трудом верится.

Напоследок - еще одно видео с того самого концерта в феврале 2012 года с Робером Ле Галлем и Рафаэлем Шевалье. (Почему-то я его не обнаружила сразу, хотя специально смотрела канал человека, который весь концерт, порезанный на треки, выкладывал.)

Ссылки (на французском):
http://fr.wikipedia.org/wiki/Ren%C3%A9_Werneer – Википедия.
http://www.musique-celtique.org/article-rene-werneer-retrouve-alan-stivell-99908373.html - статья из блога Rakaniac
http://rateyourmusic.com/artist/rene_werneer - здесь можно полюбоваться на обложки всех альбомов, кроме «Madame la Frontière». И даже иногда на трек-листы.
Рецензии на альбомы на сайте «Forces Parallèles»:
http://fp.nightfall.fr/index.php?idchoix=2657 - «Madame la Frontière»
http://fp.nightfall.fr/index.php?idchoix=2840 - «L' Habit de Plumes»
http://fp.nightfall.fr/index.php?idchoix=2975 - «Musiques traditionnelles et savantes pour les violons»
http://trio.eth.chot.free.fr/MOUVEMENT%20FOLK/le_mouvement_folk.html - Книга Валери Рувьер.

К верхнему посту
Tags: клип, музыка, радио Гвенн
Subscribe

  • Тристан Ле Говик - онлайн-концерт из проекта Les Jeudis de la harpe

    Сегодня днем вконтактовая лента принесла мне абсолютно прекрасное видео. Получасовой концерт Тристана Ле Говика. Сыгран и отснят был месяц назад, на…

  • Земля-у-моря

    Я пока что просто оставлю это здесь. Это, судя по всему, южное побережье Бретани, на котором я не была. Эхъ...

  • Tristan le Govic

    Давно не заходила на сайт Тристана ле Говика. Собственно, там долго не было каких-то особых новостей, да и я отвлеклась на всякое другое. И вот вчера…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments